Интересные факты о костяном фарфоре, его применение и особенности хранения

Фарфоровые изделия привлекают своей красотой, изяществом и разнообразием. Этот материал ценится в разных странах мира, считаясь признаком стиля и достатка. К тому же, высокая художественная ценность некоторых образцов, делает их вожделенными для многих коллекционеров. Есть несколько разновидностей материала и один из них это костяной фарфор. Изготавливается он по весьма своеобразной технологии с применением одного секретного компонент.

Общие сведения и особенности костяного фарфора

Традиционно фарфор изготавливается из каолина, полевого шпата и кварца. Однако в костяном фарфоре половина состава — это предварительно обожженные и перемолотые кости животных. Наверное, некоторые посчитают странным такое производство, но материал, сделанный по данной технологии, превосходит другие виды по многим показателям.

Впервые подобный состав стали использовать в 18 веке. Базовую формулу вывел ирландец Томас Фрей, когда к основным ингредиентам добавил золу от сжигания костей и жил. В результате получился качественный материал, достаточно твердый, но на вид легкий и прозрачный. Свое творение мастер запатентовал, и в соответствии с документами доля биологического сырья в фарфоровой шихте доходила до 45%.

Позже, Джосайя Споуд, рожденный в 1733 году в Сток-он-Трете (графство Стаффордшир) усовершенствовал производство. Вместо 45% золы он стал добавлять 50% чистого костяного порошка. Полученный фарфор отличался столь идеальным цветом, что Споуд рекомендовал наносить глазурь тончайшим слоем, чтобы не затенять красоты материала.

Как и полагается, более доработанное производство Споуда принесло большую популярность, нежели «сырые» технологии Фрая. Качество споудовского фарфора оказалось превосходным, а дизайн изделий — уникальным.

Фирменной чертой мастера Споуда был изящный серый рисунок или узор, нанесенные на поверхность изделий. Позже, цветовая гамма стала более разнообразной. Сын мастера, Джосайя II, сделал роспись по фарфору интересней и ярче. До сих пор современные изделия из костяного фарфора выпускаются под символом Spode. Это говорит об их качестве и уникальности.

Костяной фарфор
Как выглядит костяной фарфор

Посуда, изготовленная из костяного фарфора, не имеет эффекта яичной скорлупы. Ее поверхность ровная и гладкая. Достигается это за счет того, что костяной пепел заполняет пустоты между частичками глины. Такое качество вывело материал на мировой уровень, где тот занимает лидирующие позиции.

Состав и преимущества материала

Технология изготовления костяного фарфора в разных странах отличается. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига и техника декорирования. Базовая формула предусматривает по 25% каолина и полевого шпата с примесью кварца. Остальные 50% — это пережженные кости животных. В состав костяной золы при этом входит около 85% фосфорнокислого кальция.

Изделия могут проходить два или три цикла обжига, в зависимости от применяемой техники росписи. Первый производится при температуре 1200-1300 градусов, а второй при 1050-1100 градусах. Сам процесс создания фарфоровых предметов выглядит следующим образом.

  1. Фарфоровое тесто заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. В результате таких действий частички смеси оседают на стенках.
  2. После этого из форм достаются заготовки будущих предметов. Их размеры больше оригиналов и они имеют молочно-белый цвет.
  3. Отдельные детали, такие как ручки, элементы декора, носики, ножки, делают в отдельных формах, а затем приклеивают к основному изделию вручную.
  4. Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.
  5. При необходимости продукция покрывается слоем глазури и снова отправляется в печь.
  6. На поверхность готовых предметов, после обжига наносят разнообразные рисунки. Цветки и художественные узоры наносятся с помощью деколи — специальной пленки.

Некоторые мастера могут наносить рисунок на этапе перед вторым обжигом и нанесением глазури. Это называется подглазурная техника росписи.

Современные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция (животных костей) на минеральный. Качество посуды при этом не меняется.

Фирменные вещи из костяного фарфора имеют целый ряд преимуществ, за счет которых приобретают популярность у потребителей. Материал отличается более мягким цветом и особенной белизной. Помимо красивого оттенка, сырье имеет и другие преимущества:

  • утонченность;
  • просвечиваемость;
  • гладкость;
  • воздушность.

Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, костяной фарфор достаточно прочен, что позволяет использовать изделия из него в быту долгое время, если делать это аккуратно.

Основные компании производители

На сегодняшний день особую популярность завоевали производители костяного фарфор из Англии и Японии. Однако и другие страны могут похвастаться изготовлением качественных изделий из данного материала. Конечно, цены на них немалые, т.к. при изготовлении используются высококачественные компоненты и, к тому же, большинство предметов проходят этап ручной росписи.

Английский костяной фарфор является лидером по количеству фирм-производителей. Они выпускают в продажу качественные сервизы, статуэтки и другие предметы быта, созданные на основе костяного пепла.

В Японию фарфор пришел из Китая. Но страна восходящего солнца внесла свои коррективы. Она стала выпускать белоснежный материал с молочным оттенком. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.

  1. Британская фабрика, основанная в 1759 году. Изготавливает высокохудожественные коллекции столовой посуды и предметов интерьера из костяного фарфора.
  2. Royal Doulton. С 1815 года специализируется на производстве фарфоровых предметов разного назначения. Это как повседневные вещи, так и подарочные варианты столовой посуды.
  3. Бренд Spode. Знаменитая фамилия с 1770 года, которая и сейчас находится у всех на слуху. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство фарфоровых изделий премиум-класса.
  4. Японская компания Narumi. Начала свой путь в 1911 году. Является поставщиком элитного фарфора Bone China. Изделия от этого бренда разнообразны как по внешнему виду, так и по ценовой категории, поэтому приобрести их сможет каждый желающий.
  5. Российский императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Построен в 1744 году императрицей Елизаветой дочерью Петра Великого. Это было первое отечественное производство. Изначально на фабрике делали мелкие вещицы, в основном для самой императрицы. Позже был построен большой горн и завод стал производить более крупные изделия. В конце 18 века российский ИФЗ стал одним из ведущих производств в Европе. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
Костяной фарфор
Костяной фарфор Royal Doulton

Это далеко не все известные компании по созданию оригинальных фарфоровых вещей с уникальными художественными особенностями. В их число также входят японские, европейские и венгерские бренды. Они делают посуду для повседневного использования, для ресторанов и гостинец, а также коллекционные и сувенирные изделия. Особенность некоторых предметов в том, что они адоптированы под современные условия жизни, поэтому посуду из костяного фарфора можно мыть в посудомоечной машине и подвергать термическому воздействию.

Критерии выбора при покупке

Покупка вещей из костяного фарфора достаточно ответственное занятие. Многие недобросовестные продавцы хотят набить свои карманы за счет неопытности покупателей. Чтобы купить настоящее фарфоровое изделие, важно уметь правильно проверять его качество. Для этого следует:

  • обратить внимание на цвет фарфора. Он должен быть не синюшно белым, а иметь слегка теплый оттенок. Излишняя белизна свидетельствует о минимальном количестве фосфата кальция в составе;
  • проверить прозрачность. Настоящий костяной фарфор имеет хорошую пропускную способность. Если держать предмет в руках напротив солнца, то через него должны быть видны очертания пальцев;
  • оценить поверхность. На ней не должно быть никаких дефектов, начиная от тонкой сеточки трещин на глазури и заканчивая наплывами или неровным ободом верхней части;
  • изучить рисунок. Как правило, декор наносится вручную, поэтому на нем должны различаться легкие следы от кисти;
  • посмотреть производителя. На обороте настоящего изделия должно быть клеймо известного производителя. Если такового нет, нужно задуматься о подлинности товара.
Костяной фарфор
При выборе костяного фарфора необходимо оценить поверхность

В момент приобретения костяного фарфора нужно убедиться в его гладкости, отсутствии дырочек, пузырьков, вкраплений, сколов и царапин. На ощупь он должен быть достаточно приятным. Поверхность оценивается на солнце, как изнутри, так и снаружи.

При покупке чайного или кофейного сервиза обращают внимание на клеймо на каждом предмете, входящем в него. Если оно присутствует на всех чашках и блюдцах, причем является меткой фирмы, которая у всех на слуху, то перед вами настоящее изделие. Если же стоит клеймо неизвестного производителя, то информацию о нем желательно изучить до того, как будет куплен комплект или одно изделие.

Правила хранения

Фарфоровые вещи требуют к себе особого внимания. Обращаться с ними нужно аккуратно и бережно. Несмотря на то, что костяной фарфор достаточно твердый материал, он одновременно и хрупкий, поэтому хранить и очищать его нужно по-особенному. Если это не сувенирные или коллекционные предметы, которые стоят в сервантах, то держать их нужно в закрытых ящиках и полках. Тарелки не подвешивают на стены, а также не ставят там, где их могут зацепить. Это же касается и других фарфоровых предметов.

Моют посуду обычным мыльным раствором, без чистящих и химических средств. Не нужно особо тереть места, на которые нанесена позолота или посеребренее.

Использовать посуду из костяного фарфора нужно также довольно аккуратно. Чашки во время питья кофе или чая ставят на стол или блюдце не спеша. Сильные удары могут повредить фарфор, оставить на нем трещины или вообще расколоть пополам.

Используйте такую посуду, как англичане. Следует поучиться у них чувству стиля. Для них чаепитие настоящая церемония, поэтому они никогда не делают этого в спешке. К тому же красота фарфоровой посуды просто обязывает наслаждаться каждой минутой, проведенной с ней.

Стоимость

Цены на костяной фарфор находятся в широком диапазоне. На стоимость влияет фирма-производитель и ее популярность, количество предметов, тип продукции и сложность ее декорирования. Чаще всего такие изделия приобретаются сервизами или наборами, но не менее популярны отдельные вещи, например, чашки, статуэтки и другие элементы декора. Ниже представлен список некоторых товаров из костяного фарфора и их цен:

  • сервиз Royal Bonе China — набор на 6 персон, в который входят чашки и блюдца с золотым орнаментом. Стоимость 8670 рублей;
  • сервиз Royal Aurel «Иней» — также на 6 персон. Включает в себя блюдца, чашки и чайник. Цена 9240 рублей;
  • Japonica «Парадиз» артикул JDFES-9 — на 2 персоны, с чашками и блюдцами. Стоимость 3150 рублей;
  • Japonica «Грация» артикул JDYSQH-4 — сервиз на 6 персон. В наборе одинаковое количество чашек и блюдец плюс чайник, молочник и сахарница. Стоимость его 15300 рублей.

Как видите, цены довольно разные, но вполне доступны для тех, кто решить пополнить свою коллекцию красивыми фарфоровыми изделиями лучших мировых мастеров.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here