Перегородчатая эмаль в изготовлении украшений

Перегородчатая эмаль – это техника изготовления ювелирных украшений, по праву считающаяся одной из самых красивых. История ее применения насчитывает века, при этом уже с древности этот способ изготовления украшений был известен во многих странах, таких как Индия, Грузия, Китай и, конечно же, Русь. В современном мире техника получила название – минанакри. Ее до сих пор используют как для изготовления самостоятельных украшений, так и в качестве красивого обрамления для драгоценных камней, использовавшихся в изделии.

Что такое перегородчатая эмаль

Технику минанакри взяли на вооружение многие мастера ювелирного дела, многие из них стараются обогатить свои изделия не только красивым рисунком, но еще и некоторым национальным колоритом. Так, например, грузинская перегородчатая эмаль стала своеобразной визитной карточкой мастеров этого государства. А в Индии украшения этой техники являют собой изделия с драгоценным камнем, обрамленные пестрым эмалевым узором, часто в таких украшениях еще можно наблюдать просечной орнамент по металлу и чеканку.

Принцип техники выглядит следующим образом: проволокой на изделии выкладываются различные ажурные формы, а сама проволока в итоге и будет представлять собой перегородки для эмали. В получившуюся заготовку заливают жидкую эмаль, затем изделие просушивают и обжигают в муфельных печах большое количество раз. После тепловой обработки эмаль становится похожей на стекло, впаянное в отверстия, выложенные проволокой.

серьги
Серьги в технике “перегородчатая эмаль”

Перегородчатая эмаль в искусстве

Искусство работы с перегородчатой эмалью достаточно древнее и существует не одну сотню лет, оно было распространено в разных уголках планеты и развивалось там параллельно.

Древней Руси

На территории Древней Руси мастера владели многими вариантами обработки металла и техниками изготовления ювелирных украшений. В частности, техника перегородчатой эмали появилась еще в 11 веке в Киеве. Буквальн6о через столетие это искусство достигло пика своего развития. Эта техника попала на Русь из Византии, однако со временем мастера превратили ее в нечто весьма самобытное.

Так, например, в качестве элементов в технике перегородчатой эмали среди изделий русских мастеров встречаются облики святых, сирины возле древа жизни и другие уникальные сюжеты. На Руси таким способом украшали изделия из золота, а сам процесс считался весьма непростым.

В древности роль перегородок выполняли тончайшие золотые нити, из которых ювелиры выкладывали узоры вокруг заранее заготовленных углублений. Каждое такое углубление заполняли эмалью разных цветов, а затем обжигали.

перегородчатая эмаль
Русская перегородчатая эмаль

Китая

Китайская техника перегородчатой эмали довольно сильно отличается от аналогичных видов искусства в других странах. В данном случае мастера при изготовлении украшений не используют драгоценных камней, зато вручную выполняют на столько тонкие узоры, которые не всегда может повторить современная высокоточная полиграфия. Кроме того, уделяется большое внимание соотношению литья и узоров. Например, лапы сказочных животных, например, становятся ручками вазы.

Техника китайкой перегородчатой эмали жива и по сей день, но старинные традиции при этом стараются сберечь. Так, например, в изделиях до сих пор практически никогда не используются драгоценные камни.

перегородчатая эмаль
Китайская перегородчатая эмаль

Японии

В Японию техника перегородчатой эмали пришла из Китая примерно в начале 16 века, в этой стране она получила название – сиппо. При этом помимо перегородчатой существовало еще три вида декорирования при помощи эмалей – гравированная, расписная, выемчатая.

На заре развития искусства палитра цветов на японских изделиях была ограничена с приглушёнными тонами, но с четким узором из геометрических фигур.

А вот в средине 19 века были получены более яркие эмали и техника фактически пришла к своему рассвету. Изделия, как правило, выполнялись небольшими, с различным рисунками высокой точности, содержащими отсылки к различным японским символам, таким как драконы орнаменты, фениксы и не только. Под саму эмаль часто подкладывалась тончайшая золотистая фольга, которая придавала наносимым эмалям дополнительный блеск.

Виды эмалей

Один из самых красивых видов перегородчатой эмали – витражная. Она появилась в Италии в 16 веке, а к 19 столетию попала и в Россию. А вот техникой перегородчатой эмали, в отличие от витражной, на Руси к тому моменту владели уже несколько столетий.

Эмали разделяют по разным признакам, в том числе по оптическим свойствам. Выделяют прозрачную, непрозрачную и опалесцирующую (полупрозрачную) разновидности.

В целом же конкретный вид эмали получается в зависимости от соотношения основных ингредиентов, использующихся при ее изготовлении. Рецептуру и по сей день чаще всего подбирают экспериментально. В готовые растворы нередко добавляют различные красители или окрашивающие пигменты. По цветам также можно выделить несколько основных видов: желтая, красная, коричневая, синяя, зеленая, черная. Итоговый цвет будет зависеть от того, какой краситель и в какой концентрации был использован при изготовлении материала.

перегородчатая эмаль
Грузинская перегородчатая эмаль

Особенности состава эмалей

Эмали относятся к группе стекол и поэтому обладают некоторыми их свойствам, например, такими как прозрачность, огнеупорность, водостойкость, хрупкость. Сама по себе эмаль является расплавленной стекловидной массой неорганического состава, иногда с примесями различных металлов. Часть компонентов этого материла такая же, как и у стекла. Эмаль наносится на металлы и закрепляется при обжиге.

Сам материал получают во время расплавления специально подобранных шихтовых материалов (например, кварца, глины, мела) с плавнями вроде буры и соды и дополнительными примесями (красителями, средствами для лучшего закрепления эмали и для повышения прозрачности) при температуре 1200 – 1400 градусов.

Сами по себе эмали вне зависимости от их разновидности инертны, обладают упругостью, твердостью и прочностью сцепления.

Применение

Техника перегородчатой эмали нашла широкое применение в церковной тематике, например для создания образов, а также при изготовлении ювелирных изделий. Часто с ее помощью украшают колье, броши, серьги, браслеты и не только. Нередко технику используют и при изготовлении различной сувенирной и декоративной продукции, например на вазах или в витражах.

икона
Икона в окладе, выполненном в технике “перегородчатая эмаль”

В последнее время стало весьма популярным украшать в этой технике мебель и различные предметы интерьера. Так, например, столешницы, дверцы шкафом и другие гладкие поверхности, обработанные искусными мастерами, стоят десятки тысяч долларов. Это не удивительно ведь каждое такое изделие выполняется вручную и требует от мастера недюжинной сноровки и ювелирной точности. Изделия такого рода уникальны и достать их сложно даже за очень большие деньги.

Нередко эту технику используют и для украшения мелких предметов обихода, например, различной посуды, вроде чашек, блюдец, заварочного чайничка и не только. Однако стоимость даже небольших предметов все еще остается достаточно высокой из-за цены материалов и высоких требований к мастеру, выполняющему декорирование изделия.

Более демократичным вариантом по цене являются предметы интерьера, украшенные в технике имитации перегородчатой эмали. Здесь в качестве материалов потребуется акриловый грунт и специальный контур по стеклу или металлу. Желательно выбирать высокие контуры. После их застывания в образовавшиеся ячейки наливают акриловый грунт. А уже грунт после высыхания окрашивают лаком-краской. Результат похож на эмаль, хотя и не обладает прозрачностью.

технология
Технология подготовки основы для нанесения эмали

Алгоритм методики изготовления изделий

Алгоритм создания изделий в технике перегородчатой эмали заключается в следующем:

  • Сначала разрабатывается эскиз изделия, а затем, используя белую гуашь и кальку этот эскиз переносят на медь. Получившийся рисунок закрепляется при помощи чертилки;
  • Дале приступают к выпиливанию заготовки, используя ручной лобзик. При помощи специального чеканного молотка заготовке придают нужный объем, а надфилем выравнивают контур, так чтобы он максимально точно совпадал с эскизом;
  • Получившийся предмет отжигают и отбеливают в кислоте, затем покрывают прозрачной малью и помещают в печь для обжига при температуре 800 градусов;
  • На следующем этапе выполняются перегородки. Для их изготовления берут специальную вальцованную серебряную проволоку (при этом серебро должно быть наивысшей пробы). При помощи круглогубцев и пинцета проволоке придают нужную форму, выгибая фрагменты рисунка, после чего ее приклеивают к поверхности заготовки. Применяющийся для фиксации проволоки клей разработан специально для таких целей, поэтому он постепенно выгорает в процессе дальнейших обжигов изделия;
  • В итоге образуются ячейки, которые вскоре после этого заливают эмалью, разведенной с водой. Затем перед обжигом заготовку необходимо тщательно просушить, иначе вода закипит и разбрызгает эмаль;
  • Подсушенную заготовку помещают на специальную подставку и отправляют в муфельную печь при температуре 800 градусов. Изделие должно находится в печи всего одну минуту, после чего его вынимают и дают остыть при естественной температуре окружающей среды. Важно избегать резких перепадов температур, которые могут повредить эмаль. Для достижения нужного цвета необходимо заливать и заново обжигать эмаль разных оттенков.

Изделие готово, теперь осталось изготовить для него основу из подходящего металла, закрепить и затем его можно будет использовать.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here