Поталь: преимущества и минусы материала, как с ним работать

Поталь – материал, применяющийся с декоративной целью, обладающий внешними свойствами золота. Чтобы правильно и легко работать с ним, необходимо верно подобрать клей для потали, изучить особенности материала. Существует несколько видов декора, который можно использовать на различных поверхностях, отличающихся по объему, размеру, текстуре. С помощью потали легко превратить обычный предмет декора в позолоченный, бронзовый или серебряный. Опытный мастер может создать изделие, неотличимое по внешнему виду от настоящего драгоценного металла.

Особенности материала, плюсы и минусы

Материал используют мастера в декоративно прикладном искусстве. С помощью него обрабатывают, украшают изделия из дерева, металла, гипса, керамики, картона, стекла. Бывает материал бронзового, золотого и серебряного оттенка. Техника применения непростая, требует мастерства автора и специальных инструментов. В зависимости от вида потали ее используют в разных масштабах производства, от рукодельниц от больших заводов.

Положительные качества материала:

  • помогает окрасить в позолоту, бронзу и серебро устаревшие предметы интерьера;
  • в отличие от оригинального металла стоит недорого;
  • легка в применении;
  • можно использовать для украшения посуды;
  • аналог сусального золота;
  • помогает создать зеркальную поверхность.
Поталь
Как выглядит поталь

Из минусов мастера выделяют только недолговечность материала. Чтобы поталь прослужила длительное время, десятки лет, необходимо изредка наносить новый слой потали.

Виды потали и технология применения

Полноценная работа с поталью невозможна, если не разобраться в ее видах. Определенная категория подходит под специфическую работу. Если украшать изделие необходимо рукодельнице, потребуется один вид потали.  При одноразовом использовании или широком производстве потребуется другая. Вид материала также определяется исходя из текстуры, которую нужно украшать.

Жидкая

Обладает ярким металлическим сиянием, состоит из пигментов, лаков, растворителей. Является хромированной краской. Используется для стекла, дерева, металлической поверхности, гипса, керамики. Жидкая поталь обладает высокой влагостойкостью, прочностью, не окисляется. По консистенции напоминает сметану, не слишком жидкая и не чрезмерно густая.

Перед тем, как работать с поталью, изделие хорошо очищают, обезжиривают с помощью спирта. Жидкий материал наносят поролоновой губкой или плоской кистью. Сначала необходимо прокрасить первый слой. Оставить его на несколько часов для полного высыхания и прокрасить второй слой. В зависимости от изделия и материала, сохнуть золотая краска может около суток. Жидкая золотая поталь наносится в несколько слоев.

Сегодня можно купить специальный аэрограф. Это распылитель для жидкой потали, который помогает наносить краску аккуратно и ровным слоем. Нанесение аэрографом имеет существенный плюс – поталь сохнет быстро, около 2 –3 часов. Идеально подходит для рукодельниц и мастеров.

Рулонная

Используется, когда необходимо наносить золотую краску на большое изделие и ровное. Продается рулоном шириной 1-15 см, длиной около 50 метров. Изготавливается на папирусной бумаге под давлением. Ей склеивают стыки, покрывают швы.

Для нанесения рулонного вида потребуется специальный клей для потали. Сначала наносится клей тонким слоем и после рулон материала, после сверху необходимо заново нанести слой клея. Для потали используется специализированный прозрачный клей на различной основе.

Листовая

Листовой материал используют намного чаще других видов. Он отлично подходит для рукоделия, мастеров, позволяет сделать золотое нанесение на любое изделие: гипс, дерево, стекло, металл, керамика, картон. Золочение поталью в данном случае выполняется по аналогии с рулонным видом. Сначала наносится клей тонким слоем, после сам материал, поверхностный слой клея.

Листовая поталь необходима, когда требуется покрыть большую поверхность. Продается материалов виде тонких пластинок, скрепленных в толстой книжечки. В одной такой книжки содержится около 15 и более страниц. Диаметр пластинок составляет 16 или 15см, имеет бронзовый, золотой или серебряный цвет.

Поталь
Листовая поталь

Золочение листовой поталью производиться только после тщательного очищения поверхности. Она должна быть ровной и чистой, обезжиренной. Можно наносить грунт перед использованием потали. Для листового вида используют, как правило, масляной или водный клей. В первом случае придется ждать его высыхания около 12 часов и после наносить лист потали. Во втором случае материал можно наносить сразу же после клея.

Чтобы убрать воздушные слои и неровности, после наложения потали используют ткань. Ее накладывают сверху и аккуратно проглаживают все шероховатости. Золочение поталью продержится длительное время, если сверху покрыть изделие специальным прозрачным лаком.

Крошка

Поталь в виде крошки любят использовать мастера, изготавливающие украшения из эпоксидной смолы. Она продается в сыпучей форме, имеет часто многогранные оттенки, что красиво отражается на декоративном изделии. Часто используют такой вид для декора предмета неровного, имеющие изгибы.

Чтобы наносить поталь крошку, необходимо подготовить поверхность: очистить, обезжирить. После нанести клей для потали, подождать его высыхания, если он на маслянистой основе.

Если клей водный, крошка наносится сразу на поверхность. Отличие крошки в том, что она сыпется на изделие. Чтобы поталь лучше прижилась, сверху обязательно наносят слой лака.

Трансферная

Данный вид считается многоразовым, так как золотая краска нанесена в несколько слоев на кальку, бумагу или пергамент. Тонкий лист прикладывают к изделию, пока не используется вся поталь. Практично и удобно в работе. Нередко используется у мастеров и рукодельниц. Процесс работы заключается в следующем:

  • изделие обезжиривается и очищается;
  • на очищенный слой наносится золотая, бронзовая или серебряная краска (не обязательно покрывать краской);
  • после того, как краска высохнет, используется клей для потали;
  • сверху прикладывается лист потали;
  • пленку следует хорошо пригладить и снять с изделия.

Особенности работы с материалом

Чтобы получить яркую и естественную позолоченную поверхность, необходимо придерживаться нескольким правилам. Они помогут начинающему мастеру справиться с задачей нанесения потали на изделие с легкостью.

  1. Все инструменты для работы необходимо тщательно изучить: особенности применения, технология. Особенно это касается клея. Следует изучить рекомендации производителя, не надеясь на собственный опыт. Как правило, производитель прописывает необходимое количество нанесения материала, его особенность по применению, время высыхания.
  2. Начинать работу лучше с листовой потали. Она является наиболее практичным в работе и удобным материалом. Ее проще купить в специализированных магазинах.
  3. В работе обязательно применяйте перчатки. Это позволяет устранить некрасивые следы отпечатков пальцев и защитить руки.
  4. Избегать при работе с поталью любого сквозняка. Поталь невероятно легкий материал.
  5. Для большого изделия лучше использовать листовой материал.
  6. Трогать поталь руками нельзя. Наносить и приглаживать необходимо только специальными кистями. При соприкосновении с пальцами поталь становится темной.

Какие инструменты и материалы потребуются в работе

Поталь считается капризным материалом, для работы с которым требуется опыт и мастерство. Начинающему мастеру придется закупить специальный набор, в который входят инструменты для нанесения потали. Важно, с каким материалом работает человек. Жидкая поталь, крошка требует одного комплекта инструментов, рулонная и листовая другого.

Чтобы получить качественное изделие, для работы понадобятся:

  • жидкая поталь, рулонная, крошка или трансферная (выбор зависит от метода и технологии нанесения);
  • специальная кисть лапка или лампензель (кисть плоская, позволяющая наносить ровным слоем поталь);
  • колонковая кисточка, понадобиться при разглаживании изделия;
  • клей для потали (важно выбрать подходящий под вид материала);
  • лак-закрепитель (необходим для завершающего этапа работы, когда готовое изделие необходимо покрыть защитной пленкой).
Поталь
Нанесение потали

Популярные техники работы

Со временем мастера придумали несколько техник работы с поталью, которые позволяют получить модное и красивое изделие с необычным декором. Использовать их можно не только в рукоделии, но и при реставрации любого изделия.

  1. “Трещины”. Используется техника часто при реставрации изделий или изготовлении украшений. Чтобы получить трещины, изделие очищают, обезжиривают. После наносят черный лак или специальную краску. Можно использовать не только черный оттенок, но эффектно смотрится поталь именно с темным цветом. После на краску или лак наносится поталь, нарезанная мелкими квадратами. Между ними необходимо оставлять небольшое расстояние. Сверху на изделие наносится защитный лак.
  2. “Штампование”. На готовое изделие с поталью наносится штамп. После высыхания покрывается также защитным лаком.
  3. “Смешивание”. Любимый метод у большинства мастеров, позволяющий спешивать с красками материал. Изделие получается ярким и оригинальным. Для получения такого изделия необходимо смешать поталь с витражными, акриловыми красками, либо спиртовыми чернилами. В результате получается цветная позолоченная поверхность, переливающаяся цветами радуги. Для данного способа используется жидкая поталь.

Стоимость потали зависит от региона и ее вида. В Москве приобрести материал можно по стоимости от 130 рублей.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here